composer
Boris Filanovsky's
website

bio
works
agenda
contact

место в сети
композитора
Бориса Филановского

биография
музыка
что когда
контакт

Scompositio (2014) 42'

piccolo, accordiono – ob, cl, sax, cor, tr, tn – batt – female singer + binaural mics + mouth harmonica + piano – vn, vla, vc, cb

По заказу Фестиваля "Мерцмузик"

В 1909 году тридцатилетняя мать двоих детей Эмма Хаук была отправлена в закрытую психиатрическую лечебницу с диагнозом “шизофрения”. Оттуда она писала мужу письма, в которых было всего два слова: "Herzensschatzi, komm" (cердечко мое, приди). Она покрывала ими лист за листом, превращая текст в текстуру. Ни одно из этих нечитаемых писем не было отправлено. Никто не пришел навестить ее. Эмма Хаук больше никогда не увидела детей и мужа.
    Певица находится в окружении инструменталистов. В ушах у нее бинауральные микрофоны, звук с которых передается в зал; публика слушает как со своей позиции, так и ушами солистки, включая звуки ее тела и ее попытки извлечь звук из отдельных инструментов. Эта акустически расщепленная реальность и дает название: scomponere по-итальянски значит “расчленять”.
    Я не вижу смысла воспроизводить историю Эммы Хаук, при всем ее трагизме. Здесь нет ни текста, ни биографических подробностей. Мне хочется уловить само состояние замкнутости и одновременно раздвоенности, меня интересует звук, возникающий как результат не только звукоизвлечения, но и слушания. Возможно, я слишком буквально понимаю высказывание Стравинского: “Если сочинение музыки и подразумевает некоторое психическое расстройство, то я совершенно не хочу от него избавиться”.

партитура

Наталия Пшеничникова, KNM Berlin, дирижер Федор Леднев